Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
I. Материальные средства обучения
- Предметы материальной культуры:
- натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
- игрушки: сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
- игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с
механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы для фокусов;
-
- спортивные игрушки:
направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, самокаты, скакалки);
предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, футбол, хоккей, пинг-понг);
-
- музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию
музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.);
-
- театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные
надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
-
- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, микроскопы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
- строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал;
- игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);
- оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
- учебно-игровые пособия: «Логико-малыш» и др.;
- дидактический материал (раздаточный материал).
- Технические средства обучения.
- Технические устройства (аппаратура): мультимедийный проектор;
звуковая аппаратура (аудиотехника), музыкальные центры (аудиосистемы);экранно-звуковая аппаратура: телевизор, ноутбук; вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат.
-
- Дидактические средства обучения (носители информации): экранные: статические (слайды); звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;
экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.
- Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты
(первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации).
- Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура,
предметы декоративно-прикладного искусства, художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические
энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.)
- Средства наглядности (плоскостная наглядность):
картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;
фотографии;
предметно-схематические модели (календарь природы и пр.); графические модели (графики, схемы и т. п.)
- Средства общения:
- вербальные средства (речь). Требования к речи: правильность,
богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности.
- невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
Развивающая предметно-пространственная среда в МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка:
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС ДО большого внимания уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному
из аспектов вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на
небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы. У нас на территории ДОУ оформлены:
- Уголок леса;
- Уголок безопасности дорожного движения;.
- Витаминная грядка;
- Спортивная площадка;
- Уголок релаксации
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-
- реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Требования к развивающей среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Развивающая предметно–пространственная среда, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для
реализации Программы.
Новые требования ФГОС ДО подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно
используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
Оборудование дошкольного помещения учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и
развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для
этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр
используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных
способностей.
Обеспечение возможности для исследования и научения.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще
встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной
развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна
только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.
Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности:
- потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.
Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет –
игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».
Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной
активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве.
Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.
Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате.
Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было
расставлено удобно.
Принцип функциональности.
Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их
следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.
Принцип опережающего характера содержания оборудования.
Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста
(примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это
возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
Принцип динамичности – статичности среды.
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена
окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в
детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той
предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Согласно ФГОС ДО пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов.
В групповой МДОБУ, учитывая индивидуальные особенности развития детей, всё пространство разделено на центры, зоны, уголки.
- Зона для игры мальчиков и для игры девочек предполагает реализацию
гендерного принципа организации развивающей предметно - пространственной среды.
- Центр речевого развития.
Различные виды детских театров. Д/игры на развитие речи. Набор
сюжетных картин о временах года, животных, растениях, насекомых, одежде и т.д.
- Центр художественного творчества.
Бумага разного цвета, формы, размера. Картон, клей, ножницы. Пластилин, восковые мелки, альбомы с произведениями различных жанров, схемы поэтапного рисования.
- Центр музыки.
Музыкальные и шумовые инструменты, диски, портреты композиторов. 5 Уголок для ролевых игр.
Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра
(плоскостной, стержневой, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
- Книжный уголок.
В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным
освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые, так и уже
знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны,
семья, животные, птицы и т. д.
- Зона для настольно – печатных игр.
- Уголок природы (наблюдения за природой).
- Спортивный уголок. Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики (деревянные или пластмассовые), мячи надувные, обручи, скакалки. При этом в
групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек.
- Центр экспериментирования (Уголок науки).
- Центр конструирования (конструкторы, блоки, модули)
Главным условием эффективной организации зон развивающей предметно
– пространственной среды является творчество, талант и фантазия педагогов.
Наличие оборудованных библиотек
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД
МДОБУ «СОЛНЫШКО» с.Михайловка укомплектован:
печатными учебными изданиями:
1. Программа «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Н.А.Арапова-Пискарева, Мозайка-Синтез Москва 2008.
2. Программа «Развитие речи в детском саду», Гербова В.В., Мозайка-Синтез, Москва 2007.
3. Программа «Занятия по конструированию из строительного материала»,Куцакова Л.Ю., Мозаика-Синтез, Москва 2008.
4. Программа и методические рекомендации «Трудовое воспитание в детскомсаду», Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю, Мозаика-Синтез, Москва 2005.
5. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Комарова Т.С. , Мозаика-Синтез, Москва 2006.
6. Программа «Радость творчества» Соломенникова О.А, Мозаика-Синтез, Москва 2005.
7. Программа «Коллективное творчество дошкольников», Педагогическое общество России Москва, 2005
8. Программа «Эстетическая развивающая среда в ДОУ» Комарова Т.С., Филипс О.Ю., Педагогическое общество России Москва, 2005
9. Программа «Нравственное воспитание в детском саду» Петрова В.И., Стульник Т.Д., Мозайка-Минтез, Москва 2006.
10. Программа «Игровая деятельность в детском саду», Губанова Н.Ф. Мозаика-синтез, Москва 2006
11. Программа «Эстетическое воспитание дошкольников», Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б., педагогическое общество России Москва 2005 12. Программа «Музыкальное воспитание в детском саду», Зацепина М.Б., , Мозаика- синтез, Москва 2006
13. Программа «Гармония» Тарасова В.К., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А., Москва 2000.
14. Программа «Ритмическая мозаика» Буренина А.И., Санкт-Петербург, 2000
Электронными учебными изданиями
1. Диагностическая работа в ДОУ. Компакт-диск для компьютера Авторы: Доценко Е. В. 2008 г.
2. «Мастер – класс для руководителей и педагогов ДОУ, здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии», Компакт-диск для компьютера Автор: Никишина И.В. 2013 г.
3. Перспективное планирование образовательного процесса. Первая младшая группа. Компакт-диск для компьютера Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. 2015г.
4. Перспективное планирование образовательного процесса. Средняя группа. Компакт-диск для компьютера Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. 2016 г.
5. Перспективное планирование образовательного процесса. Старшая группа. Компакт-диск для компьютера Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. 2017 г.
6. Перспективное планирование образовательного процесса. Первая младшая группа. Компакт-диск для компьютера Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. 2017 г.
7. Сборник карт оперативного контроля. Компакт-диск для компьютера ООО МЦФЭРпресс 2018 г.
8. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. Компакт-диск для компьютера. Авторы: В.В.Гербова, 2013 г.
9. Танцевальная ритмика для детей. 5 компакт-дисков для компьютера. Авторы: Т.Суворова, 2016 г.
10. Ритмическая мозаика. 4 компакт-диска для компьютера. Авторы: А.И.Буренина, 2015 г.
11. Мир природы. Компакт-диск для компьютера. ООО МЦФЭР-пресс, 2019
Методическими изданиями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2006- 2010.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010,
4. Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
6. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
7. Комарова Т. С. Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
9. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, — М.: Мо-заикаСинтез, 2007-2010.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: МозаикаСинтез, 2007-2010.
11. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. ООО «Скрипторий» 2019 г.
12. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. ООО «Скрипторий» 2019 г.
13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. ООО «Скрипторий» 2019 г.
14. Витохина А.Т. Нравственно патриотическое воспитание детей ООО «Скрипторий» 2019 г.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: МозаикаСинтез, 2008-2010.
2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
4. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
5. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
6. Денисова Д. Математика для малышей. Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006- 2010.
7. Денисова Д. Математика для малышей. Средняя группа.— М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
8. Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
9. Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
10. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
11. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. — М., 2002.
12. Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 1999.
13. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.
14. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекта занятий. — М.; Мозаика- Синтез, 2009-2010.
15. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
16. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010
17. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
18. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: МозаикаСинтез, 2005-2010. 19. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 20. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007- 2010.
21. Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
6. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика- Синтез. 2005-2010.
8. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, М.; МозаикаСинтез, 2005-2010.
9. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. «ТЦ Сфера» 2019 г.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: МозаикаСинтез, 2005-2010.
2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика- Синтез, К-2010.
8. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика- Синтез, 9. Комарова Т. С. Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
10. Комарова Т. С. Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.
12. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
13. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной. — М., 2005.
14. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005- 2010.
15. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
16. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
17. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.: МозаикаСинтез, 2005-2010.
18. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
19. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
20. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006- 2010.
21. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010
22. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. — М.; Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.:
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005. 5.Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
периодическими изданиями:
1. Справочник руководителя ДОУ, 2010 – 2019 гг.
2. Журнал «Справочник музыкального руководителя», 2008 – 2015 гг.
3. Журнал «Дошкольное воспитание», 2002 – 2016 гг.
Наличие оборудованных объектов спорта
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей, в МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка оборудован и функционирует музыкальный зал, совмещенный с физкультурным.
Зал предназначен для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой с детьми, проведения спортивных праздников, развлечений во всех возрастных группах, досугов, соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Размещение физкультурного оборудования предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих образовательных задач.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение.
СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
На территории МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания МДОБУ «Детский сад «Солнышко» с.Михайловка
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка используются различные средства обучения и воспитания: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Для осуществления образовательной деятельности МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка используются различные средства обучения и воспитания:
• приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, массажные мячи, мячи баскетбольные, набивные мячи, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка" ;
• инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, , маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки.
• учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Родная природа", "Распорядок дня", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
• аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, аудио подборка художественных произведений;
• печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
• иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 1точка выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на официальном сайте МДОБУ «Солнышко» с.Михайловка в сети "Интернет".
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Электронные образовательные услуги Оренбургской области....https://edu.orb.ru/
Электронные библиотеки с бесплатным доступом
Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная информационная система https://rusneb.ru/
Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/